ИНТЕРНЕТ-ПОРТАЛ "УПРАВЛЕНИЕ АССОЦИАЦИЯМИ"

Знания для эффективного управления

www.tracklisting.ru

Интервью с Михайличенко Юрием Николаевичем

О структуре,задачах,целях Российской ассоциации франчайзинга, рассказал ее исполнительный директор Михайличенко Ю.Н.
19 октября 2016

- Сколько компаний входит в РАФ?

- Мы представляем собой некий форум из 70 франчайзинговых компаний, из которых около 80% - крупные и мультибрендовые. Такие как, например, «Росинтер Ресторантс Холдинг», «Г.М.Р Планета гостеприимства», «1С», «Шоколадница» и другие. Если смотреть по секторальному распределению, то 70% из них - это хорека: кафе, рестораны, фастфуды и все, что связано с местами общественного питания. 20% - ритейл, розничная торговля. Порядка 7% - компании, обслуживающие бизнес: банки, страховщики, консалтеры. Остальные – это отдельные фирмы, занимающиеся услугами, например медицинские лаборатории («Инвитро») или производство – «Индустриальные решения и технологии IST» и другие.

-Расскажите об организационной структуре Вашей ассоциации?

- Все компании путем голосования избирают Совет директоров, который собирается раз в квартал. В него принципиально входят только владельцы бизнеса, не топ-менеджеры, а люди, принимающие решения. РАФ возглавляет президент Мераб Елашвили (Бен-Эл), владелец компании «Г.М.Р», который совмещает и должность Председателя Совета директоров. Президент заключает контракт с исполнительной дирекцией, которая набирает аппарат. Совет директоров так же избирает представителей в регионах. Сейчас их 8. Это Тюмень и прилегающие республики, Башкортостан, Пермский край, Красноярский край, Алтайский край, Ставропольский край, Сибирский ФО, Архангельская область.

 -Какие цели и задачи РАФ? Что ассоциация делает по каждому из направлений, приведите примеры?

 

-Популяризация франчайзинга – одна из важнейших задач РАФ. Говоря подробнее, прежде всего, это форумная деятельность. Мы проводим около 40 мероприятий в год: семинары, конференции, выставки, деловые завтраки, встречи с чиновниками и представителями бизнеса. Издаем каталог. Серию из 6-ти региональных мероприятий для нас делает партнер-подрячик «Конгресс-бюро». Так же  в рамках других выставок от нас проходят семинары по франчайзингу. Также на наших плечах лежит серьезная ответственность – создание правового поля. Некоторые члены нашего Совета являются участниками различных правительственных комиссий. Мы подготавливаем законодательную базу, вносим ее через заинтересованных депутатов. И добиваемся изменения в региональном и федеральном законодательствах. Так, первым серьезным результатом стало изменение  54-й главы Гражданского кодекса РФ. Мы добились снижения пошлины за государственную регистрацию франчайзингового бизнеса практически в 2 раза с 25-ти до  13, 5 тысяч рублей. Плотно взаимодействуем с Минэкономразвития, внесли свои поправки в приказ с приложением «О мерах поддержки малого и среднего предпринимательства». Периодически встречаемся с чиновниками, министрами, замами министров, чтобы договорится о политике по отношению к франчайзерам. Также на нас создание условий для развития франчайзинга: банковские, кредитные инструменты. Мы разработали совместно со «Сбербанком» продукт «Бизнес старт». Сейчас на стадии создание аналогичного с «Инвесторгбанком». Для «Промбизнесбанка» выпустили «Лайф» – это направление венчурного инвестирования в бизнес. Работаем с «ВТБ». В самой РАФ состоит  4 банка. Создание нового класса предпринимателей: повышение квалификации – не менее важная задача. Этим направлением занимается наша Академия франчайзинга  и региональные партнеры. На мероприятиях мы рассказываем, какие есть подводные камни, как выбрать франшизу. Консультируем франчайзеров, как повысить эффективность своего бизнеса. Международная координация, продвижение за рубежом и наоборот,  также входит в ряд наших целей и задач. Мы постоянно выезжаем на международные выставки, знакомимся с представителями  других ассоциаций, некоторым из которых впоследствии оказываем комплекс услуг по запуску и продвижению той или иной компании в России. Это консалтинг, адаптация на рынке, законодательство, юридическая консультация, зачастую и дизайнерские услуги. К озвученному выше перечню можно добавить создание новых брендов, их продвижение, развитие. Мы можем взять бизнес, который не занимается франчайзингом. Упаковать его и продать, как рабочую схему.  Для этого используются услуги разных подрядчиков – наших партнеров. 

- Каков охват аудитории, еще не  ставшей Вашими приверженцами?

- На данный момент на российском рынке существует около 750 франчайзинговых компаний. В РАФ состоит менее 10%. Но, судя по динамике прироста, за 3-4 года мы выйдем на хороший показатель 20-25%. Иными словами, вберем в свою ассоциацию порядка 150-200 компаний.

- Какими методами вы пользуетесь для привлечения новых членов в РАФ? 

 - Это, конечно же, повышение ценности ассоциации. Мы стараемся постоянно наращивать услуги: консультация, регистрация, услуги, связанные с размещением в каталогах, участием в выставках, маркетинговые исследования, которые мы проводим через партнеров. Расширение отраслей, освоение новых направлений – тоже один из важных методов для развития членства. Например, год назад франчайзиннг в мебельной отрасли был открытой темой. Сейчас она начинает активно наращиваться, так как люди поняли, что успешно и быстро открыть мебельный магазин можно только по франшизе. В планах освоить и малоэтажное строительство. Так же мы, например, помогаем развиваться компании «Миэль» - крупный холдинг риэлтерских компаний. Неотъемлемой частью является прямая работа с потенциальными членами: звонки, встречи, личные контакты. Также мы задействуем работы через партнеров. Многие наши партнеры и представители заинтересованы  в приросте новых членов РАФ и оказывают нам активное содействие в этом. 

- Из каких статей формируется бюджет Вашей ассоциации?

- 30% членские взносы, 30% - дополнительные взносы от членов Совета директоров, так называемые пожертвования, 5 % - взносы бизнес сообществ, компаний, которые занимаются поставкой тех или иных товаров для компаний, не являясь франчайзерами. Остальные средства – реализация различных контрактов и доход от нашей дочерней компании «Академия франчайзинга».  В прошлом году мы получили и выполнили контракт от Правительства Москвы – «Создание поддержки предпринимательства на основе франчайзинга».

- Каков размер членского взноса?

- Членские взносы дифференцированы в зависимости по величине компании. Для небольших эта сумма составляет 30 тысяч рублей. Далее она увеличивается до 100 тысяч рублей в год. Это общемировая практика.

- Насколько хорошо в ассоциации поставлена платежная дисциплина? Как вы мотивируете членов быть платеже-активными?

- 4 года назад, когда я пришел в ассоциацию, неплатежи были 50-60%, и более того - компании не собирались платить. Бюджет РАФ составлял крохотные деньги, которых едва хватало на зарплату аппарата. Мы провели финансовое исследование, поставили неплательщиков в курс дела – те, кто не отчисляют взносы и активно не участвуют в жизни РАФ – исключаются. Нам пришлось прекратить сотрудничество с порядком 50% фирм. Зато все оставшиеся начали вносить деньги, а приток новых членов стал более качественным. Сейчас мы иногда позволяем задержки в оплате только тем фирмам, которые начали себя плохо чувствовать на рынке.

- Считаете ли вы Вашу ассоциацию инвестиционно-привлекательной для партнеров? Причины этого?

- Она очень привлекательна. Во-первых, если инвестор начинает работать с франчайзером, то его продукт или услуга начинает распространяться сразу на всю сетку.  Мы активно работаем с региональными инвесторами, т. к франчайзи по своей сути так же являются ими. Постоянно запускаем новые проекты. И если многие ассоциации существуют номинально, то нас вы можете увидеть везде: компании стоят блоками на улицах, возле аэропортов, ЖД вокзалов.

- Есть ли в вашей структуре сертификация Ваших членов?

- Да, ей занимается сама ассоциация. У нас есть этический кодекс и комитет по сертификации. Вступая в РАФ, франчайзеры подписываются под нашими стандартами и получают свидетельство. Кстати, последний раз стандарты устанавливались в 2011 году. Взяты они из Международного этического кодекса, который приняли все объединения, входящие в Международный совет по франчайзингу. Ровным счетом наши требования такие же как, например, во Франции или, скажем, Бразилии.  

- Есть ли при ассоциации учебный центр и как давно он функционирует?

- Как такового учебного центра нет, но мы работаем над этим. В Тюмени, например, делаем отдельные классы для студентов. И сейчас идет речь о том, чтобы в некоторых вузах организовать специальный курс по франчайзигу. Дело в том, что этому никто не учит и внутри рынка наблюдается кадровый голод. Компании перетягивают специалистов друг у друга, а новыми людьми рынок не пополняется. Тем более, это направление требует сразу трех компетенций  в области экономики, юриспруденции и профильной ориентации.

- Какие мероприятия проводит РАФ? Чем они отличаются от других?

-  Мы проводим выставки только для целевой аудитории, численностью обязательно от 200 человек и выше. Не секрет, что губернатор и администрация определяет правила ведения бизнеса в том или ином регионе. Поэтому сигнал мы всегда посылаем через государственные органы. Успешность в таком случае можно оценить на 90%.

- При РАФ функционирует Бизнес-сообщество, что это за структура?

- На западе это называется форум. Мини-клуб внутри ассоциации, совокупность компаний, которые хотят продвигать свои товары или услуги и помогают в этом друг другу. Этот опыт пришел из Германии и США, где такие сообщества активно развиваются. Участникам бизнес-клуба содействует и сама ассоциация, продвигая по своим линиям. За это членский взнос компании увеличивается в 3 раза.

- Расскажите об Институте брокериджа.

-  Он появился в целях продвижения франшиз. Платная услуга для заинтересованных. Мы продвигаем кредитные продукты, договариваемся о более низком проценте, получая за это вознаграждение в бюджет ассоциации.

- Для кого и с чьей помощью РАФ проводит маркетинговые исследования?

- Ими занимаются подрядчики. К примеру, Институт Экономики РАН выполнил для нас исследование в рамках госконтракта в интересах Правительства Москвы. Самое востребованное направление - анализ региональных рынков: население, возрастной состав, активные города региона, торговые центры, наличие конкурентов и т.д

- Как вы считаете, нужны ли для руководителей ассоциации конференции или семинары посвященные вопросам развития ассоциация, и каким именно?

Мне был бы интересен вопрос о продвижении через социальные сети. Возможно, у каких-то ассоциаций этот инструмент хорошо настроен и работает. РАФ только начала заниматься этим вопросом. Хотелось бы послушать практика, который именно на опыте привет примеры работы таких механизмов.

 


Новости по теме



Мы готовы

поделиться знаниями по вопросам управления:

Подписаться
Copyright 2014-2015